Сделать свой сайт бесплатно
https://fo.ru
Реклама
Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.
«Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе»
Цели и задачи урока:
Развивать творческие способности учащихся, систематизировать материал и выделять главное;
Методы работы:
- наглядный
- словесный
- проблемный
-самостоятельная работа с иллюстративным материалом.
Формы обучения:
- коллективная
- диалог
- игровая
Основные понятия:
- апостол
- епархия
- епископ
Оборудование: мультимедийный проектор, м/доска, ноутбук, презентация с материалами к уроку, раздаточный материал.
Ход урока:
v Приветствие
v Готовность к уроку
v Сообщение темы и целей урока (Слайды № 1-2)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с религиозными верованиями народов Северо-Западного Кавказа, а именно с распространением христианства на Кубань. Запишите тему урока в тетрадь.
Но прежде, чем мы начнем знакомиться с новой темой, давайте повторим уже изученный вами материал (слайды № 3-4).
2. Повторение изученного материала:
1) Вопросы для опроса (см. стр.109):
2) Кроссворд (учащимся предлагается раздаточный материал в виде кроссворда).
1
2
5
6
3
4
8
Задания к кроссворду:
3) Игра «Квадрат» Задание: расшифруйте 7 слов по теме урока
И
Г
Л
Е
С
Д
А
В
О
Х
Р
Ы
Б
Я
1. Адыги
2 Волхвы
3 Бог
4 Ярило
5 Велес
6 Сварог
7 Обряд
3.Изучение нового материала:
Слово учителя: Северный Кавказ – одна из древнейших колыбелей христианства в нашей стране. Краснодарский край – это регион, где традиционной религией коренного населения издревле было православное христианство.
Христианство на Северо-Западном Кавказе стало распространяться ещё в 1 в. н.э. через греческих колонистов. К этому времени относятся сведения о проповеднической деятельности святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита среди кавказских племен. По церковному преданию св.апостол Андрей проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазинов и зикхов; а так же в Скифии, среди торетов, керкетов и других народов (слайды № 5-11).
Массовое обращение в христианство племен, населявших наш край, началось в 4 в. при императоре Юстиниане Великом. Распространяя христианство, Византия таким образом пыталась установить союзнические отношения с местными племенами и укрепить свои позиции в Черномории и Прикубанье (слайды № 12-13).
Значительное распространение христианство получило на территории Боспорского царства, также и на Тамани. Новая религия привлекала боспорцев своей таинственностью, необычностью и тем, что не делала различий между людьми по происхождению. В боспорских городах появились тайные общины первых христиан. Об этом свидетельствуют найденные украшения, надгробия, амулеты с христианскими символами в виде крестов на стенах усыпальниц (слайды № 14-15). В это время на Боспоре уже существовала епархия во главе с епископом Кадмом. Первоначально она объединяла в церковном отношении весь Боспор. Но уже к концу 4 в. появились и другие епархии, в том числе Зихские (их было 4). Напомню, Зихия – это территория, на которой проживали племена-предки адыгов. В Зихии эти епархиальные центры находились в Фанагории, Метархе, Зихополисе и Никопсе. К адыгам, проживавшим на северных склонах Кавказских гор, христианство проникло во время правления в Византии императора Юстиниана.
Работа со статьей учебника: Давайте прочитаем в учебнике, как об этом писал адыгский историк (учеб. стр. 111) Вопрос к учащимся: Какую же роль играло христианство в жизни зихского (или адыгейского) народа? В национальном музее республики Адыгеи хранится удивительная икона, вырезанная на небольшом камне (слайд № 16). Надписи на греческом языке, форма креста, особенности одежды, представленных на ней персонажей, позволяют отнести её к византийскому периоду влияния на Северном Кавказе. Труднее предположить, как она применялась. Быть может, икона использовалась для молитв в походах и путешествиях, или же реликвия была подарена храму и хранилась в священном месте.
Работа с конспектом:
Учитель: Сегодня на уроке вам встретилось много новых слов. Давайте запишем их в тетрадь (слайд 17):
Апостол – странствующий проповедник христианства.
Епархия – административная единица Православной церкви во главе с епископом.
Епископ – священнослужитель, высшее духовное лицо в церковной иерархии.
4.Закрепление изученного материала:
Ребята, теперь давайте повторим и закрепим все то, о чем сегодня говорили.
1) Игра «Незаконченное предложение» (слайд №18):
2) Игра «Цепочка». Необходимо из цепочки представленных слов выкинуть лишнее слово (слай № 19).
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Учитель: Ребята, вы все сегодня хорошо поработали. На уроке мы с вами познакомились с событиями, связанными с рапространением ихристианства на Северо-Западном Кавказе, узнали, как и при каких условиях у нас на Кубани появилась наша религия.
Рефлексия: беседа с учащимися
(выставление оценок).
6. Домашнее задание: Запишите, пожалуйста, в дневники домашнее задание: § 24 (стр. 110-111), вопросы; по желанию составить кроссворд по теме.
Мне тоже очень приятно было с вами работать. Благодарю вас за урок.